7. Вавилонское пленение иудеев: подлинные масштабы и значение

Библия, повествуя о падении Иудеи и Иерусалима в 587-586 гг. до н.э., дает недвусмысленно понять, что страна была разрушена и абсолютное большинство иудейского народа было уведено на поселение в Вавилонию. Да и как иначе можно трактовать слова книги Царств, что «иудеи ушли в изгнание из земли своей» и еще более категоричное утверждение книги Паралипоменон, что «изгнал он (Навуходоносор) уцелевших от меча в Вавилон»? (4-я Царств 25:21; 2-я Паралипоменон 36:20). Однако на самом деле имеющиеся факты не поддерживают этот, устоявшийся в течение тысячелетий, исторический миф. Прежде всего, в самих библейских книгах содержатся сведения, которые говорят об обратном. Например, пророк Иеремия, очевидец и одно из действующих лиц той трагедии, свидетельствует о том, что «Невузарадан, начальник телохранителей, оставил бедный люд, у которого нет ничего, в земле иудейской, и дал им в тот день виноградники и пашни» (Иеремия 39:10). А ведь этот, так называемый «бедный люд» составлял большинство населения всех древневосточных стран. Кстати, тот же факт признает и книга Царств, хотя и добавляет, что вавилоняне оставили в Иудее лишь «некоторых из бедного люда». Но абсолютно то же самое книга Царств говорила и после первого падения Иерусалима в 597 году до н.э., когда сообщала, что вавилонский царь «изгнал весь Иерусалим…и не осталось никого, кроме бедного народа земли» (4-я Царств 24:14). Но, как мы уже знаем, эти «немногие бедные», которые остались тогда в Иерусалиме, включали в себя и царский двор Цидкии (Седекии), и его армию, и богатых горожан и всю ту массу людей, которую Невузарадан увел в Вавилонию после второй осады столицы. Очевидно, слова «некоторые из бедного люда» представляют собой явное преувеличение или драматизацию тяжелых последствий падения Иерусалима. Нельзя забывать, что само по себе назначение вавилонянами Гедалии в качестве своего наместника в Иудее уже свидетельствовало  в пользу того, что в стране осталась значительная часть народа. Над опустошенной и безлюдной землей наместников, да еще из местного населения, в древности не назначали.

В книге пророка Иеремии обращает на себя внимание один очень интересный факт: многие иудеи на время нашествия армии Навуходоносора бежали в соседние страны, а затем снова вернулись в Иудею после ухода оттуда вавилонян. «И когда все те иудеи, что (были) в Моаве и среди сынов Аммона, и в Эдоме, и те, которые во всех (соседних) странах, услышали, что царь вавилонский оставил (в стране) часть иудеев и что поставил он над ними Гедалию, сына Ахикама, сына Шафана, то изо всех мест, куда они были заброшены, вернулись все иудеи и пришли в Иудею к Гедалии в Мицпу, и собрали очень большой (урожай) вина и летних плодов» (Иеремия 40:11-12). Таким образом, мы имеем достоверное свидетельство того, что в вавилонский плен была уведена лишь часть иудейского народа, другая часть была оставлена на месте самими вавилонянами, а третья – вернулась обратно в страну после окончания там военных действий.

Можно попытаться вычислить общее количество людей, уведенных в вавилонский плен в 597 и 586 годах до н.э. Как известно, книга Царств говорит о 10 тысячах человек, ушедших в изгнание вместе с юным царем Йеояхином после первой осады Иерусалима. Число плененных после второй осады она не указывает, давая понять, что эта участь постигла почти всех горожан, если не всех жителей страны вообще. Недостающая информация имеется в книге пророка Иеремии: «Вот (число) людей,- сообщает он,- которых изгнал Навуходоносор в седьмой год (царствования, то есть в 597 году до н.э.) – 3023 иудея; В восемнадцатый год (царствования) Навуходоносора (то есть, в 587-586 годах до н.э.) – 832 души из Иерусалима; В двадцать третий год (царствования) Навуходоносора (то есть, в 582 году до н.э.) Невузарадан, начальник телохранителей, изгнал иудеев – 745 душ; всего 4600 душ» (Иеремия 52:28-30). Как видно, даже общая цифра всех плененных, приводимая Иеремией, гораздо ниже числа, указанного книгой Царств лишь за 597 год до н.э.

Одним из наиболее вероятных объяснений этого расхождения является предположение, что в число пленных 597 года до н.э. Иеремия не включил семь тысяч воинов, может быть, из-за того, что среди них было много чужеземных наемников. Примечательно, что такой сведущий историк как Иосиф Флавий тоже предпочел не включать воинов в общее число уведенных в Вавилонию в 597 году до н. э. и, подобно Иеремии, ограничился цифрой в три тысячи человек. Что касается данных Иеремии за 586 год до н.э., то в них вряд ли стоит сомневаться, ибо кому как не ему лучше всего знать об этом: первоначально пророк оказался в толпе пленных и вместе с ними в оковах прошел от Иерусалима до Рамы, где был освобожден по личному приказу Навуходоносора П. Но даже если предположить, что данные Иеремии почему-то существенно занижены, и что число уведенных в вавилонский плен в 586 году до н.э. было не меньшим, чем в 597 году до н.э., и более того, оба раза включить в эти цифры по семь тысяч воинов, то все равно общая цифра изгнанных не превысит 20 тысяч человек. Вместе с тем, согласно самым скромным подсчетам археологов, население Иудеи в конце 7-го – начале 6-го веков до н.э. должно было насчитывать не менее 75 тысяч человек.[1] Следовательно, в вавилонский плен попало около четверти иудейского народа, а может быть, и существенно меньше, учитывая, что мы сопоставили максимальное число пленников с минимальной численностью населения. Если же производить расчеты на основе только библейских данных, то процент изгнанников станет совсем незначительным. Например, можно взять цифры пленных, указанные пророком Иеремией, не доверять которому у нас нет никакого основания, и сопоставить их с результатами переписи населения Иудеи, проведенной царем Амацией еще в VIII веке до н.э. Как известно, тогда было насчитано 300 тысяч мужчин старше двадцати лет. Даже если предположить, что Иеремия тоже считал только взрослых мужчин и не учитывал женщин и детей, то все равно изгнанники в Вавилонию составили бы ничтожный процент. Таким образом, возникает парадоксальная ситуация: с одной стороны, миф о поголовном вавилонском пленении возник и продолжает существовать именно благодаря утверждениям библейских авторов, с другой – в тех же библейских книгах содержатся сведения, которые не только его не поддерживают, но и фактически отрицают.

Книга Царств сообщает еще об одном обстоятельстве, которое делает массовое пленение жителей Иерусалима весьма проблематичным. Так, после захвата иудейской столицы и до прихода отрядов Невузарадана, которые должны были заниматься отправкой в плен иудеев, прошел целый месяц — между «девятым днем четвертого месяца» и «седьмым днем пятого месяца» (4-я Царств 25:3-4,8). За это время многие жители могли беспрепятственно покинуть город, пораженный голодом и эпидемией, и бежать в более безопасные районы Иудеи или в соседние страны, что и произошло на самом деле. Именно это обстоятельство имел в виду пророк Иезекииль, когда писал о жителях Иерусалима: «И убегут спасшиеся из них, и будут на горах все они, как голуби долин, стенающие каждый о грехе своем» (Иезекииль 7:16).

Наконец, сегодня в нашем распоряжении имеются неопровержимые археологические данные, согласно которым ряд городов севернее Иерусалима не пострадал от войны, и их население осталось на своем месте. Речь идет о тех городах в земле колена Биньямин, которые принадлежали Иудее, например, Мицпа, Гивон и Гива.[2] Не случайно Мицпа стала резиденцией вавилонского наместника Гедалии, она была практически не тронута армией Навуходоносора. Не исключено, что фактор хивейского и биньямитского происхождения их жителей привел местных правителей к решению добровольно сдаться вавилонянам. Но самым удивительным стало обнаружение богатых захоронений в районе самого Иерусалима , относившихся ко времени вавилонского пленения.[3]

Таким образом, вавилонское пленение не было катастрофой в демографическом смысле слова, ибо абсолютное большинство иудейского народа осталось на своих местах, Иудея не опустела, как это можно подумать, читая библейские книги. Более того, часть ее городов, например, на севере, даже не подверглась разрушению. Однако с культурной и политической точек зрения это была, действительно, катастрофа, так как те, кто делал политику, историю и культуру страны, кто руководил ее обороной, то есть наиболее грамотная, богатая, экономически и политически активная часть населения оказалась в вавилонском пленении. В данном случае произошло то же самое, что и с уводом израильтян в Ассирию после падения Самарии в 722 г. до н.э. – «голова» народа ушла в изгнание, а его «тело» осталось на своем прежнем месте. Мы практически ничего не знаем, что происходило в самой Иудее в период полувекового вавилонского пленения, потому что те, кто писал ее историю – левиты и аарониды, — кто делал ее политику – царский двор и армия, — наконец, те, кого Библия называет «народом страны» — богатые горожане и землевладельцы, — они в большинстве своем оказались за пределами страны. Вавилонский плен не был первым изгнанием иудеев, ему предшествовали и ассирийское пленение времен Синахериба, и плен у арамейцев Дамаска в правление Рецина, которые, возможно, были куда более массовыми и тяжелыми трагедиями для народа, чем известный всем вавилонский. Ведь ассирийские хроники сообщают о беспрецедентном числе иудеев, 200 тысяч человек, захваченных тогда армией Синахериба. Правда, этот плен не задел ни царскую семью, ни придворных, а главное, он не затронул ааронидов и левитов, которых Хизкия собрал тогда в Иерусалиме. Ассирийское пленение конца VIII века до н.э. обошло столицу страны, оно коснулось только провинций Иудеи, и прежде всего жителей Шфелы. Но об этом событии Библия практически не упоминает, так как среди плененных не было носителей традиции, которые могли бы поведать о случившемся. Все это лишний раз напоминает нам, что мы знаем только ту часть израильской и иудейской истории, в которой принимали непосредственное участие левиты и аарониды. Ничего удивительного, что из поля нашего зрения выпала ранняя история северных племен, и мы знаем о них только то, что произошло после присоединения к ним левитов. Точно также мы лишились всяких сведений о тех израильтянах, которые оказались в ассирийском плену после падения Самарии в 722 году до н.э., и только потому, что с ними не оказалось носителей традиции. Как выяснилось, жрецы нелевитского происхождения из Бейт-Эля так и не смогли стать подлинной альтернативой левитам и ааронидам. В этом плане иудейским пленникам в Вавилонии повезло: с ними находились носители традиции, включая такого известного пророка как Иезекииль. И как бы ни был короток вавилонский плен, мы о нем знаем несравненно больше, чем о всех других пленениях иудеев и израильтян вместе взятых.

К тому же, несмотря на внешнее сходство, вавилонское изгнание иудеев существенно отличалось от увода израильтян в Ассирию. Во-первых, оно оказалось несравненно более коротким и продолжалось менее полувека, по крайней мере для тех, кто был уведен в 586 году до н.э., в то время как о возвращении израильтян нам вообще ничего не известно. Во-вторых, в отличие от израильтян, уведенных в три разных и далеких друг от друга места, все иудеи были поселены в одном и том же районе близ самого Вавилона. И, наконец, в третьих, если на место израильтян в Самарию были приведены новые поселенцы из Месопотамии и Сирии, то Иерусалим остался пустым, и земли плененных иудеев не стали приютом для выходцев из других стран.

 

[1] Finkelstein I. and Silberman N.A. The Bible Unearthed, p.306.

[2] Mazar A. Archaeology of the Land of the Bible, р.460.

[3] Там же, p.548.